Медицинское, психологическое и логопедическое сопровождение

МЕДИЦИНСКАЯ СТРАНИЧКА.

В МБДОУ центр развития ребенка — детском саду № 11 медицинское обслуживание осуществляется врачом – педиатром  детской городской поликлиники № 3 Гаджиевой Фаридой .Магомедтагировной.

Консультация для родителей

«Родителям о прививках»

     Уважаемые родители!

Вам необходимо знать, что только проф. прививки могут защитить Вашего ребенка от таких заболеваний, как полиомиелит, дифтерия, коклюш, туберкулез, столбняк, Гепатит « В» корь, эпид. паротит, краснуха.

Чем опасны заболевания, прививки против которых включены в календарь прививок России?

Полиомиелит (или детский паралич) — острое инфекционное заболевание преимущественно, поражающее центральную нервную систему, в первую очередь спинной мозг. Заболевание приводит к развитию параличей, приводящих заболевшего ребенка к инвалидизации.

Острый гепатит «В» — тяжелое инфекционное заболевание, характеризующееся воспалительным поражением печени. Перенесенный в раннем возрасте вирусный гепатит «В» в 50-90% случаев переходит в хроническую форму, приводящую в дальнейшем к циррозу печени и первичному раку печени. Чем младше возраст, в котором происходит инфицирование, тем выше вероятность стать хроническим носителем.

Туберкулез — заболевание поражает легкие и бронхи, однако возможно поражение и других органов. При туберкулезе возможно развитие генерализованных форм, в том числе и туберкулезного менингита, устойчивых к противотуберкулезным препаратам.

Коклюш -инфекционное заболевание дыхательных путей. опасным является поражение легких, особенно в грудном возрасте. Серьезным осложнением является энцефалопатия, которая вследствие судорог, может привести к смерти или оставить после себя стойкие повреждения, глухоту или эпилептические приступы.

Дифтерия — острое инфекционное заболевание, характеризующееся токсическим поражением организма, преимущественно сердечно-сосудистой и нервной систем, а также местным воспалительным процессом с образованием фибринного налета. Возможны такие осложнения как миокардиты, полиневриты, включая поражение черепных и перифических нервов, поражение надпочечников, токсический невроз.

Столбняк — поражает нервную систему и сопровождается высокой летальностью вследствие паралича дыхания и сердечной мышцы.

 

Корь — заболевание может вызвать развитие отита, пневмонии, не поддающей антибиотикотерапии, энцефалит. Риск тяжелых осложнений и смерти особенно велик у маленьких детей.

Эпидемический паротит — заболевание может осложняться серозным менингитом, в отдельных случаях воспалением поджелудочной железы. Свинка является одной из причин развития мужского и женского бесплодия.                                  РОДИТЕЛИ!  ПОМНИТЕ!                                                                                                                                               Прививая ребенка, Вы защищаете его от инфекционных заболеваний!

Отказываясь от прививок, Вы рискуете здоровьем и жизнью Вашего ребенка!

Помогите Вашему ребенку!

Защитите его от инфекционных заболеваний, и от вызываемых ими тяжелых осложнений и последствий!

Дайте ребенку возможность бесплатно получить необходимую прививку!

ОСТОРОЖНО ГРИПП!   СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ.

Профилактика гриппа и ОРВИ у детей :

Острые респираторные вирусные инфекции — наиболее частые заболевания у детей и иметь представление о них для родителей очень важно. При этих заболеваниях поражаются органы дыхания, поэтому они и называются респираторными. Виновниками острых респираторных вирусных инфекций могут стать более трехсот разновидностей вирусов и бактерий. Наиболее часто причиной заболеваний являются вирусы гриппа, парагриппа, аденовирусы, риновирусы, респираторно-синцитиальные вирусы. Наиболее часто «простудные» заболевания отмечаются у детей со сниженным или ослабленным иммунитетом, а также у имеющих многочисленные контакты в детских дошкольных учреждениях и школах. Маленький ребенок легко может заболеть при встрече с возбудителем, к которому у него нет иммунитета.

Источником инфекции являются больные и носители вируса. Передается заболевание воздушно-капельным путем, однако заразиться можно и через предметы и вещи, находившиеся в пользовании больного, например, через полотенца и носовые платки. Восприимчивость к инфекции высока и зависит от состояния иммунитета человека. Возможно и повторное заболевание, что особенно часто отмечается у ослабленных детей. Продолжительность болезни зависит от тяжести заболевания, типа вируса, наличия или отсутствия осложнений.

Признаки заболевания обусловлены интоксикацией и катаральными явлениями. Интоксикация организма различна: от легкого недомогания и невысокой температуры до значительных нарушений общего состояния при гриппе с сильной головной болью, лихорадкой, рвотой, бредом, помрачением сознания, болями в мышцах и суставах, судорогами. Для гриппа характерны также носовые кровотечения. Катаральный синдром проявляется в виде насморка, заложенности носа и кашля. Кашель обычно отмечается с первых дней болезни, вначале сухой и частый, затем влажный с выделением мокроты. Болезнь поражает практически все органы дыхания. При воспалении гортани на фоне хриплого голоса и грубого «лающего кашля» может развиться стеноз, который проявляется внезапным затруднением дыхания, резкой бледностью или появлением синеватого оттенка кожи. Такое состояние ребенка требует принятия срочных мер, при этом необходимо вызвать «Скорую помощь». У ослабленных и часто болеющих детей возможно развитие воспаления легких. Родители должны знать признаки, позволяющие заподозрить пневмонию у ребенка. Температура выше 38 градусов более трех дней, кряхтящее дыхание, учащенное дыхание, втяжение податливых мест грудной клетки при вдохе, посинение губ и кожи, полный отказ от еды, беспокойство или сонливость — это признаки, требующие повторного вызова врача.

Вирусные заболевания могут сопровождаться бактериальными осложнениями, и тогда картина болезни усложняется. Бактериальные инфекции могут проявляться как боль в ухе, гноетечение из уха или из глаз, отек и покраснение кожи щеки или вокруг глаз, увеличение и болезненность лимфоузлов, боль при глотании.

Общие принципы лечения ОРВИ.

—    Режим больного должен соответствовать его состоянию — постельный в тяжелых случаях, полупостельный при улучшении состояния и обычный — через один-два дня после падения температуры. Температура в комнате должна быть 20-21ºС, а во время сна — ниже; частое проветривание облегчает дыхание, уменьшает насморк.

—    Питание не требует особой коррекции. Если ребенок не ест, не надо настаивать — при улучшении состояния аппетит восстановится.

—    Питьевой режим имеет немаловажное значение. Больной теряет много жидкости с потом, при дыхании, поэтому он должен много пить: чай, морсы, овощные отвары. Растворы для приема внутрь, продающиеся в аптеках, лучше давать пополам с чаем, соком, кипяченой водой.

—   Лекарственные препараты должен назначить врач. Какие медикаменты нужны ребенку — решает врач в зависимости от состояния организма. Выбор и назначение лекарств зависят также от признаков и тяжести заболевания.

—   Повторный вызов врача необходим в следующих ситуациях: сохранение температуры выше 38°С в течение двух-трех дней после начала лечения, усиление беспокойства или чрезмерной сонливости, появление рвоты и нарушения сознания, появление признаков стеноза гортани или пневмонии.

Неспецифическая профилактика ОРВИ.

Правильная организация режима дня ребенка, не требующая материальных затрат, но требующая максимального внимания и времени родителей, — это основа здоровья растущего организма. Достаточное и разнообразное питание обеспечит потребность в витаминах и микроэлементах. Важно оздоровить воздушную среду в доме — часто проветривать комнаты, спать с открытым окном. Среди общеукрепляющих мер наиболее эффективно закаливание. Оно позволяет, если и не полностью избежать «простуд», то снизить вероятность заболевания ребенка. Хорошо закаливает охлаждение подошв ног, кожи шеи, поясницы, однако для получения равномерного эффекта лучше всего воздействовать на все тело. Максимальная длительность холодового воздействия на ребенка не должна превышать десяти-двадцати минут, гораздо важнее его повторность и постепенность. Летом надо разрешать ребенку бегать босиком. Хорошо закаливает купание в открытом водоеме, посещение бани или сауны. Опасными для ребенка считаются такие виды закаливания, как «моржевание», хождение босиком по снегу, обливание холодной водой, при этом ребенок охлаждается намного быстрее взрослого и заболевает. Закаливание после нетяжелой острой респираторной инфекции можно начать через десять-четырнадцать дней, а в случае заболевания с длительной температурной реакцией — через четыре-пять недель после выздоровления.

Специфическая профилактика ОРВИ.

Об угрозе гриппа знает каждый, предотвратить заболевание гриппом, особенно ребенка — первоочередная забота, как родителей, так и педиатров.

В настоящее время в России зарегистрированы и разрешены к применению различные препараты живых и инактивированных гриппозных вакцин. Для детей рекомендуется применять инактивированные вакцины, которые представляют собой высокоочищенные иммунизирующие антигены вирусов гриппа типов А и Б. Вакцины нового поколения содержат лишь убитые, разрушенные вирусы гриппа, в результате специальной обработки удалены частицы вируса, вызывающие побочные реакции, и сохранены главные компоненты, которые обеспечивают длительную защиту от разных вариантов вируса гриппа. Это позволило существенно уменьшить частоту нежелательных реакций при сохранении высокой эффективности вакцинации. Вакцины нового поколения разрешено применять как у взрослых, так и у детей.

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ.

 

Утверждено

МБДОУ № 11 «Незабудка»

Заведующий                              Т.Н.Шкурина

План мероприятий по профилактике гриппа и ОРВИ в МБДОУ «№ 11 «Незабудка»

на 2015 – 2016 учебный год.

 

Мероприятия Срок Ответственные
Работа с сотрудниками ДОУ

1. Издание приказа о мероприятиях по профилактике гриппа и ОРВИ.

Заведующий   МБДОУ

 

2. Ежедневный   контроль за заболеваемостью персонала ДОУ. В период эпидемии гриппа

Медицинская сестра, воспитатели

3.Строгий контроль за выполнением режима проветривания помещений и групп   ДОУ. В период эпидемии гриппа

Медицинская сестра, воспитатели

 

4. Своевременно вносить предложения  об  ограничении   проведения

культурно   – массовых мероприятий. В период эпидемии гриппа

 Медицинская сестра, заведующий МБДОУ, Заместитель заведующего по ВМР

 

5. Организовать сбор и предоставление информации в Управление образования   по утвержденным формам  период эпидемического подъема заболеваемости гриппом ежедневно до 10.00

Медицинская сестра

6. Строгий   контроль за выполнением санитарно-противоэпидемического режима, гигиенических   и закаливающих мероприятий.  Постоянно,   ежедневно

Медицинская сестра, заведующий МБДОУ, заместитель заведующего по ВМР

7. Контроль   санитарного состояния пищеблока и технологической обработки блюд.  Постоянно,   ежедневно

Медицинская сестра, заведующий МБДОУ

8. Ежедневно   проводить обработку групп и помещений ДОУ бактерицидной  лампой. В период  эпидемии гриппа.

Медицинская сестра

9.Ежедневная   влажная уборка помещений и групп ДОУ с дезинфицирующими средствами. В период эпидемии гриппа

Медицинская сестра, воспитатели, технический персонал.

10. Строгий   контроль за выполнением противоэпидемических мероприятий и правильной   организацией карантинных мероприятий. Во время инфекционных заболеваний.

 Медицинская сестра, заведующий МБДОУ, заместитель заведующего по ВМР.

Работа с воспитанниками.

11. Качественно проводить сезонную неспецифическую   иммунокоррегирующую профилактику гриппа и ОРВИ.

С сентября по февраль

 12. Проведение экстренной химио-профилактики с использованием оксолиновой   мази. В период эпидемии гриппа

 13.Введение овощей и   фруктов в обед и полдник; С – витаминизация третьего блюда. В период эпидемии гриппа

 Медицинская сестра

14. Ежедневный   контроль состояния здоровья воспитанников ДОУ при приёме в группы. В период эпидемии гриппа.

 Медицинская сестра, воспитатели.

 Работа с   родителями воспитанников.

16.Организация встреч с родителями по вопросам профилактики гриппа и ОРВИ.  В период эпидемии гриппа

Медицинская сестра.

17. Разместить  информацию   о профилактике гриппа и  ОРВИ на
информационном  стенде  для воспитанников  и родителей.

 . Заместитель  заведующего по ВМР

18. Продолжать работу по повышению медицинской грамотности воспитателей, родителей. Активно воздействовать   на образ жизни ребёнка путём целенаправленного санитарного просвещения родителей.Постоянно.

 Медицинская сестра,  заведующий   МБДОУ, заместитель  заведующего по ВМР

Коррекционная работа (коррекция речи) осуществляется учителем — логопедом

IMG_4511

Карповой Екатериной Викторовной, учителем -логопедом высшей квалификационной категории

Психологическая помощь и сопровождение осуществляется педагогом-психологом

IMG_4400

Шиловой Татьяной Викторовной

Медицинский персонал осуществляет свою деятельность в соответствии с планом работы медицинского кабинета, цель которого —  улучшение потенциала и баланса здоровья, положительные изменения в гигиенической культуре, формирование потребностей у детей, родителей, сотрудников ДОУ в сохранении, укреплении и развитии здоровья детей.

 

В детском саду создан комплекс медико-педагогических технологий, направленных на полноценное физическое развитие детей, их оздоровление, профилактику заболеваний, коррекцию отклонений в здоровье.

 

Для реализации поставленных задач созданы условия для лечебно-профилактической и физкультурно-оздоровительной работы:

 

Медицинский блок представлен  следующим набором помещений:

 

  • кабинет врачебного осмотра      (осмотр детей, работа с документацией, рабочее место старшей медицинской      сестры и врача);
  • процедурный кабинет      (медицинские манипуляции и оказание первой доврачебной помощи, обработка      инструментария, хранение медикаментов, лекарственных препаратов);
  • изолятор

 

Медицинский блок оснащен необходимым медицинским инструментарием и необходимым набором медикаментов. В каждой группе имеется аптечка первой неотложной помощи.
Во всех группах имеются листы здоровья с рекомендациями врача. Каждый месяц проводится анализ заболеваемости и посещаемости воспитанников. Весной и осенью – мониторинг состояния здоровья детей, уточняются диагнозы и группы здоровья.

 

Уголок релаксации — позволяет решать задачи, направленные на сохранение и укрепление психологического здоровья детей.

 

В детском саду № 11 созданы оптимальные условия для двигательной деятельности.

 

  • Физкультурный зал, оснащенный      современным спортивным оборудованием, достаточным количеством спортивного      инвентаря и пособий.
  • Спортивная площадка,      позволяющие проводить физкультурные занятия, спортивные, подвижные игры,      физкультурные праздники и досуги круглый год.
  • Физкультурные уголки в группах.

 

Среди оздоровительных мероприятий, проводимых в детском саду, закаливание занимает ведущее место.

 

  • Общие закаливающие мероприятия;
    • правильный режим дня,
    • рациональное питание,
    • рациональная одежда,
    • соответствующий воздушный и       температурный режим в помещениях,
    • дневной сон,
    • регулярное проветривание       помещений,
    • ежедневные утренние и       вечерние прогулки.
  • Специальные закаливающие процедуры:
    • воздушные ванны,
    • дыхательная гимнастика,
    • игры с водой с целью       закаливания,
    • ходьба по массажным       коврикам с целью закаливания и профилактики плоскостопия,
    • оздоровительный бег,
    • оздоровительная ходьба,
    • гигиеническое полоскание       рта и т.п.

 

Полезная информация для родителей

Охрана здоровья

По определению Всемирной организации здравоохранения,
здоровье — «состояние полного физического,
душевного и социального благополучия,
а не только отсутствие болезней и физических дефектов»

[Устав ВОЗ, 1946].

 

Здоровье как часть культуры всегда входило в круг прагматических забот общества. Культура здоровья в любом обществе – это часть видения обществом самого себя и его членов. Примерно 2500 лет назад Гиппократ учил, что состояние здоровья является доказательством того, что человек достиг состояния гармонии как внутри себя, так и со своим окружением, и все, что оказывает влияние на мозг, воздействует и на тело. В V веке до н.э. Перикл говорил, что «здоровье — это состояние морального, психического и физического благополучия, которое дает человеку возможность стойко, и не теряя самообладания переносить любые жизненные невзгоды».

 

В настоящее время признано, что здоровье — это отсутствие болезней в физическом теле и сознании человека. При этом все физиологические системы организма работают нормально и эффективно. В сознании человека отсутствует угнетение или раздражение, нет отрицательных эмоций и отрицательных мыслительных процессов. Общий настрой сознания бодрый, уверенный и устойчивый.

 

Таким образом, потребность в разработке концепции и программы охраны здоровья здоровых в России сложилась из следующих обстоятельств:

 

  • необходимость создания основ      устойчивого экономического и духовного развития России, обеспечения      высокого качества жизни народа, укрепления и развития генофонда нации;
  • необходимость обеспечения      здоровой, активной и творческой жизни населения как основной задачи      государственной социальной политики;
  • признание роли здоровья      населения как стратегического потенциала, фактора национальной      безопасности, стабильности и благополучия общества;
  • необходимость ориентации на      здоровье как социальное свойство личности, обеспечивающее в условиях      рыночной экономики конкурентоспособность, благополучие семьи,      профессиональное долголетие, обеспеченную старость;
  • придание здоровью полисистемного      свойства, включающего: человека развивающегося, как источника      интеллектуальных ресурсов нации; экономику как структуру реализации      благополучия нации; экологию как совокупность необходимых физических и      химических условий окружающей среды; социальную политику как механизм      регуляции приоритетов охраны здоровья здорового человека;
  • необходимость формирования      культуры здоровья, раскрытия механизмов сохранения, формирования и      укрепления здоровья в процессе индивидуального развития и реализации      потенциала человека с учетом генетических, физиологических,      психологических, интеллектуальных, генеративных функций;
  • и другие обстоятельства.

 

 

 

…Советы Айболита…

 

РАЗГОВОР О ПРАВИЛЬНОМ ПИТАНИИ.

 

Многие родители считают, что правильное питание ребенка требует больших финансовых затрат и по карману лишь очень обеспеченным семьям. На самом деле полезная и здоровая пища далеко не всегда самая дорогая. К тому же важно не только то, что ест ребенок, но и как организовано его питание.
Прежде всего, нужно позаботиться о соблюдении режима питания. Детям раннего возраста необходимо есть 4-5 раз в день, перерыв между приемами пищи — не больше 3-3,5 часов. Если время завтрака, обеда, полдника и ужина соблюдается изо дня в день, организм ребенка начинает заранее готовиться к приему пищи. Благодаря этому пища лучше переваривается и усваивается. Соблюдение режима питания — лучшая профилактика заболеваний органов пищеварения.
Если пришло время завтракать или обедать, а ребенок совсем не хочет есть, предложите ему выпить стакан сока, молока или съесть яблоко. Не стоит принуждать ребенка, сердиться, нервничать. Ваши настойчивые уговоры и требования могут сформировать у малыша стойкое отвращение к еде и привести к развитию анорексии (невротическому нарушению, выражающемуся в отказе от пищи).

 

Чтобы «разбудить» у ребенка аппетит, перед основным приемом пищи дайте ему овощной или фруктовый салат. Благодаря этому блюду начинает выделяться желудочный сок, и у малыша возникает желание поесть.
Стоит обратить внимание на темперамент вашего сына или дочери. Спокойный, уравновешенный ребенок способен легко «настроится» на еду, и аппетит у него возникает сразу, как только он начинает есть. Подвижным, впечатлительным мальчикам и девочкам нужно время, чтобы успокоиться и ощутить голод. Поэтому не стоит требовать от таких детей, чтобы они немедленно приступали к еде. Пусть они помогут Вам накрыть на стол, приготовят посуду, все это позволит непоседам «настроиться» на еду.

Питание ребенка должно быть полноценным и обеспечивать организм всем необходимым.

 

Особое место в рационе питания занимают белковые продукты. На завтрак и ужин ребенку лучше предложить молочные блюда (сырники, вареники, омлет), каши, сваренные на молоке. Они обеспечивают потребность малыша в белке, легко усваиваются организмом.

 

Мясная пища тоже нужна детям. Но лучше, если блюда из мяса ребенок съест во время обеда. Избыток мясной пищи в рационе столь же вреден, как и ее недостаток.
Жиры служат источником энергии и «строительным материалом» для организма, поэтому их присутствие в дневном рационе ребенка обязательно. Особое место среди жировых продуктов занимает сливочное и растительное масла. В них, помимо жира, содержатся витамины D, Е, К, а также полезные минеральные вещества. Сливочное и растительное масла лучше использовать в натуральном виде (бутерброды, добавка к готовым блюдам, заправка для салатов). Дело в том, что при тепловой обработке разрушаются витамины, и масло теряет свои ценные качества. Сливочные масла с различными пищевыми добавками (шоколадное, фруктовое, сырное, селедочное) имеют пониженное количество жира, поэтому их можно рекомендовать для детей с избыточной массой тела.
Блюда из круп: каши, запеканки — основные источники углеводов. Каши легко усваиваются и обладают обволакивающим действием. Последнее очень важно для предупреждения заболеваний желудочно-кишечного тракта (к сожалению, распространенных среди детей). К тому же каши легки в приготовлении и … очень дешевы.

 

Много углеводов и витаминов содержится в растительной пище. Овощи и фрукты необходимы ребенку каждый день. Но вот беда, зачастую при их выходе используются химические вещества, способные накапливаться в растении. Если Вы не уверены в «экологической безопасности» овощей, перед варкой нарежьте их кусочками и на 30-40 минут залейте холодной водой.
Следует помнить, что для полноценного усвоения веществ, содержащихся в овощах и фруктах, часто требуются жиры. Вот почему овощные или фруктовые салаты заправляют растительным маслом, майонезом или сметаной, сливками.
Питание ребенка должно соответствовать ежедневным суточным энергетическим затратам организма. Количество калорий, необходимых ребенку, во многом зависит от его образа жизни. Если малыш мало двигается, то у него быстро накапливается лишний вес. Причем полнота не является свидетельством крепкого здоровья (как считают некоторые взрослые). Она свидетельствует о том, что не соблюдается режим питания, используются высококалорийные, но малополезные продукты.
Все дети любят сладкое. А что делать, чтобы ребенок, склонный к полноте, не набирал лишние килограммы? Попробуйте убрать со стола вазу с конфетами, а вместо не поставить мед (если у ребенка нет аллергии на этот продукт) или варенье. Это полезнее и сладкоежку не обидит. В том случае, если ребенок просит «перекусить», предложите ему яблоко или морковку вместо бутерброда или пирожка. В них содержится клетчатка, благодаря которой возникает ощущение полноты желудка, и чувство голода быстро проходит. К обеду подавайте не только белый, но и черный, отрубной хлеб.

 

От чего можно прививаться?

 

Прививки делают исключительно от инфекционных болезней, но далеко не от всех, а только от тяжелых, опасных, способных вызвать тяжелые осложнения, а также от тех инфекций, которыми одновременно заболевает множество людей (например, от гриппа).
Детей в первую очередь прививают от так называемых «детских инфекций» (коклюш, дифтерия, краснуха, корь, свинка, полиомиелит и других), а также от тех болезней, которым «все возрасты покорны» — туберкулеза, вирусного гепатита, столбняка. Еще бывают прививки от тех инфекций, которыми можно заразиться, путешествуя в определенных странах и регионах (клещевой энцефалит) или которыми заражаются лишь в определенных обстоятельствах (например, бешенство).

Как работают прививки?
Главная цель вакцинации — формирование иммунитета (невосприимчивости) к болезни. Это возможно при введении в организм человека ослабленного или убитого микроба-возбудителя той инфекции, от которой делается прививка.

ЕСЛИ БЫ НЕ БЫЛО ПРИВИВОК
С помощью вакцинации в мире уже ликвидированы оспа и полиомиелит, значительно уменьшилось число случаев заболевания другими инфекциями.

ЕСЛИ БЫ НЕ БЫЛО ПРИВИВОК, НАМ БЫ УГРОЖАЛИ:

 

КОРЬ Вероятность смертельного исхода – 1 случай из 100,   инвалидности – 5 случаев из 100
Коклюш: Очень высок риск воспаления головного мозга
Дифтерия: Вероятность смертельного исхода – 10 случаев из   100
Полиомиелит: Риск тяжелой   инвалидности (паралич)
Туберкулез: Длительное   лечение, тяжелые осложнения
Эпидемический паротит («свинка»): Возможно   развития бесплодия
Краснуха: У не болевших в детстве или не привитых женщин   может родиться ребенок-инвалид или нежизнеспособный ребенок
Гепатит В: Высокий риск возникновения тяжелого поражения   печени (включая рак)

 

 

 

О противопоказаниях к прививкам

 

· Коревая и паротитная вакцины противопоказаны при аллергии к яичному белку, а также к антибиотикам из группы аминогликозидов.
· Вакцинация не проводится детям во время острых заболеваний или обострений хронических. В этих случаях прививки откладывают до выздоровления или прекращения обострения.

Есть ли альтернатива прививкам?

 

Многие считают, что инфекции можно предупредить, «укрепляя организм» с помощью закаливания, витаминов и пр. Это не так. И пример некоторых не привитых детей, не заболевших той или иной инфекцией, ничего не доказывает. Просто им повезло, и они не встретились с источниками инфекции, которых благодаря вакцинации становится все меньше. Но достаточно вспомнить эпидемию дифтерии в России в 1990-х годах, когда число заболевших достигло 100 тысяч, чтобы понять, что прививки прекращать нельзя, нравится это кому-то или нет.

Часто ли бывают осложнения?

 

Настоящие осложнения встречаются крайне редко, обычно речь идет о реакциях на прививку — покраснении или зуде кожи в месте инъекции, небольшом и кратковременном повышении температуры тела. Отдаленных последствий для здоровья эти реакции не имеют. Осложнения (их частота составляет 200 — 300 случаев в год) в большинстве своем также проходят бесследно. Серьезные осложнения со стойкими последствиями могут развиться при несоблюдении противопоказаний.
Следует помнить, что осложнения вакцинации встречаются в тысячи раз реже, чем осложнения инфекций, против которых делают прививки.
Подавляющее большинство серьезных заболеваний, развившихся после введения вакцины, не является осложнением вакцинации, а представляют собой «обычные болезни, совпавшие по времени с вакцинацией.
НУЖНА ЛИ ПОДГОТОВКА К ПРИВИВКЕ?

 

Для проведения прививки здоровому человеку (в том числе ребенку), кроме осмотра врачом и измерения температуры (для исключения острого заболевания), никаких других обследований не требуется.
Накануне прививки не нужно как-то менять режим дня и питания, хотя при наличии у ребенка аллергии на продукты можно рекомендовать не давать менее чем за неделю новые виды пищи.

Старшая медицинская сестра
Аникина В.В.

 

Солнце, воздух и вода — друзья здоровья.

 

Ребенок должен знать, что главные факторы, которые помогают сохранить и укрепить здоровье, — это солнце, воздух и вода. Надо только умело ими пользоваться, чтобы закалить свой организм, т. е. сделать его устойчивым против болезней.
Очень важно, чтобы ребенок не сопротивлялся закаливающим процедурам, а захотел их выполнять, особенно на первых порах, пока они не стали привычкой. Расскажите о людях, которые в детстве были хилыми, часто болели, но благодаря закалке и спорту смогли укрепить здоровье, стать сильными и выносливыми, — например, о А.В. Суворове, А. Шварценеггере.
Очень высокий оздоровительный эффект имеет солнце, которое способствует уничтожению микробов, повышает сопротивляемость и устойчивость организма против болезней, закаляет. Недаром известный русский хирург, анатом и педагог Н.И. Пирогов постоянно напоминал родителям: «Где редко бывает солнце, там часто бывает врач».
Дети очень любят играть на воздухе в солнечные дни, но они должны знать, как «обращаться» с солнцем. Расскажите им, что под действием солнечных лучей можно получить солнечный удар. Для того чтобы этого не случилось, нужно обязательно носить легкий головной убор, причем лучше светлый.
Что ребенок должен знать о воде? Человеческий организм не может жить и развиваться без воды. Летом, в жару, человек потеет, и вода уходит из организма. Поэтому нужно восполнять «утерянную» воду. В течение дня следует выпивать до двух литров жидкости, но не стоит увлекаться сладкой газировкой: она не утоляет жажды. Ежедневные ножные ванночки, душ, обтирание, купание — это прекрасные средства закаливания. Приступить к водному закаливанию легче всего, конечно, летом. Начните с обтирания влажным полотенцем (температура воды 18-20°С) в течение 2-3 минут. Приучив ребенка к этой процедуре, переходите к обливанию водой комнатной температуры с постепенным понижением до 15°С и ниже. Длительность процедуры — от 30 секунд до 2 минут (через каждые 3-4 дня прибавляйте по 5-10 секунд). После 2-3 месяцев систематических обливаний организм будет готов к следующему этапу — душу. Лучше всего принимать душ по утрам, а вечером делать прохладные ножные ванночки, понижая температуру воды постепенно до холодной (2-10 °С).Самое доступное средство закаливания летом — купание в море, реке, озере. Особенно полезно морское купание, когда на организм совместно воздействуют морская вода с ее солями, солнечные лучи и целебный морской воздух.
Еще один друг здоровья — свежий воздух. Объясните ребенку, почему нужно проветривать помещение, привыкать спать при открытой форточке (свежий воздух улучшает сон и способствует хорошему, глубокому дыханию).
Свежий воздух, как вода и солнце, — средство закаливания. Ребенок должен проводить на свежем воздухе не менее двух часов в день. Подберите комплексы физических упражнений, подвижных игр, ведь ребенку хочется двигаться, скакать, резвиться. И принимайте участие в детских играх и соревнованиях.
Если вы будете хорошим партнером, то ваш ребенок не только получит массу положительных эмоций, но и научится преодолевать конфликтные ситуации, управлять своими чувствами, поведением, реакциями в общении с другими людьми. Все это — условия сохранения его психического здоровья и нормального развития.

Медицинская сестра                                                                                                                          Аникина В.В.

 

Медицинская помощь детям при укусах домашними животными, пчелами

 

Чаще всего детей кусают и царапают домашние животные — кошки, собаки. Крайне редко они подвергаются нападению диких животных (лисицы, енотовидной собаки, барсука). В результате нападения животного обычно появляются укушенно-рваные раны или глубокие царапины, преимущественно на лице, голове, конечностях. Нередко дети подвергаются нападению животных, будучи на прогулке. Часто укусы и царапины провоцируют сами дети в процессе игры с животным. В результате укусов возникают такие заболевания, как болезнь кошачьей царапины и бешенство.

 

Болезнь кошачьей царапины                                                                                                                

 

Болезнь кошачьей царапины (доброкачественный лимфоретикулез) проявляется кожными высыпаниями и региональной аденопатией. Ее возбудитель — грамотрицательная бацилла бартонелла, проникающая при укусе, царапине, тесном контакте с кошкой через поврежденную кожу, накапливается в стенках сосудов, вызывая так называемый эпителйодный ангиоматоз. Через 3-5 дней после получения царапин появляются кожные высыпания, сначала эритематозные, затем в виде слущиваюшихся папул (реже пустул) диаметром 2-6 мм. Через 2 недели возникают гиперплазия и болезненность региональных лимфоузлов (подмышечных, подчелюстных, шейных, заушных), а в последующем — их некроз с образованием микроабспессов. Общую реакцию можно наблюдать приблизительно у половины больных. Она характеризуется умеренной лихорадкой, нарушением самочувствия, головными болями, анорексией. Приблизительно у 1% пациентов процесс сопровождается энцефалопатией и переходит в хроническое системное заболевание. В подавляющем большинстве случаев патологический процесс спонтанно регрессирует, и полное выздоровление наступает в течение 2- 5 мес.
Первая медицинская помощь. Очистку раны и прилегающей кожи проводят немедленно в качестве первой помощи подручными средствами. Медицинская обработка мест укусов заключается в повторном обмывании ранок, обработке их 20% раствором мыла, 1 % раствором бензалкония хлорида (роккал). Особое внимание следует обратить на глубокие проколы тканей. Их следует осторожно обработать тампоном, смоченным раствором антисептика (хлоргексидина, перекиси водорода, перманганата калия). Ушивание места укуса противопоказано, так как способствует генерализации процесса.
В качестве лечения, как правило, достаточно назначить местные аппликации антигистаминных препаратов, а при болевом синдроме — обезболивающие препараты, опиаты и нестероидные противовоспалительные средства (ибупрофен, индометацин, диклофенак). Антибиотикотерапия показана при появлении распространенных микроабсцессов лимфоузлов.
Бешенство

 

Бешенство — заболевание вирусной природы, возникающее после укуса зараженного животного, характеризующееся тяжелым поражением нервной системы и заканчивающееся, как правило, смертельным исходом. Вирус бешенства относится к группе миксовирусов. Обнаруживается в слюне, а также слезах и моче больных животных. Вирус нестоек во внешней среде — погибает при нагревании до 56 °С за 15 мин, при кипячении за 2 мин. Чувствителен к ультрафиолетовым и прямым солнечным лучам, этанолу и многим дезинфектантам, однако устойчив к низким температурам, фенолу, антибиотикам.
Источником вируса бешенства являются как дикие, так и домашние животные. К диким относятся волки, лисицы, шакалы, еноты, барсуки, скунсы, летучие мыши, грызуны, к домашним — собаки, кошки, лошади, свиньи, мелкий и крупный рогатый скот. Однако наибольшую опасность для человека представляют лисы и бездомные собаки за городом в весенне-летний период.
Заразными считаются животные за 3-10 дней до появления признаков болезни и далее в течение всего периода заболевания. Часто больных бешенством животных можно отличить по обильному слюно- и слезотечению, а также при наблюдении признаков водобоязни. Заражение человека происходит при укусе «бешеным» животным и при попадании слюны больного животного на поврежденную кожу или слизистую оболочку. После проникновения в организм вирус бешенства распространяется по нервным окончаниям, поражая практически всю нервную систему. Наблюдаются отек, кровоизлияния, дегенеративные и некротические изменения нервных клеток головного и спинного мозга.
Инкубационный период (от укуса до начала заболевания) в среднем составляет 30-50 дней, хотя может длиться 10-90 дней, в редких случаях — более 1 года. Причем чем дальше место укуса от головы, тем больше инкубационный период. Особую опасность представляют укусы в голову и руки, а также укусы детей. Дольше всего длится инкубационный период при укусе в ноги. Выделяют 3 стадии болезни: I — начальную, II — возбуждения, III — паралитическую.
Первая стадия начинается с общего недомогания, головной боли, небольшого повышения температуры тела, мышечных болей, сухости во рту, снижения аппетита, болей в горле, сухого кашля, возможны тошнота и рвота. В месте укуса появляются ‘ неприятные ощущения — жжение, покраснение, тянущие боли, зуд, повышенная чувствительность. Больной подавлен, замкнут, отказывается от еды, у него возникают необъяснимый страх, тоска, тревога, депрессия, реже — повышенная раздражительность. Характерны также бессонница, кошмары, обонятельные и зрительные галлюцинации.
Через 1-3 дня у больного бешенством наступает вторая стадия — возбуждения. Появляются беспокойство, тревога и, самое характерное для этой стадии, приступы водобоязни. При попытке питья, а вскоре даже при виде и звуке льющейся воды — чувство ужаса и спазмы мышц глотки и гортани. Дыхание становится шумным, сопровождается болью и судорогами. На этой стадии заболевания человек становится раздражительным, возбудимым, очень агрессивным, «бешеным». Во время приступов больные кричат и мечутся, могут ломать мебель, проявляя нечеловеческую силу, кидаться на людей. Отмечается повышенное пото- и слюноотделение, больному сложно проглотить слюну, он постоянно ее сплевывает. Данный период обычно длится 2-3 дня.
Далее наступает третья стация заболевания, для начала которой характерно успокоение — исчезают страх, приступы водобоязни, возникает надежда на выздоровление. Повышается температура тела до 40-42 «С, наступает паралич мышц конечностей и иннервируемых черепными нервами различной локализации, нарушения сознания, судороги. Смерть наступает от паралича дыхания или остановки сердца. Таким образом, продолжительность заболевания редко превышает неделю.
Методов лечения от бешенства как таковых нет, и единственный способ предотвратить болезнь — специфическая профилактика, заключающаяся в введении специальной вакцины против бешенства, не позднее 14-го дня от момента укуса. Наилучшая специфическая профилактика — это введение специфического иммуноглобулина и/или активная иммунизация (вакцинация).
Вакцину вводят внутримышечно по 1 мл 5 раз: в день инфицирования, затем на 3-, 7-, 14- и 28-й день. При такой схеме создается хороший иммунитет, однако ВОЗ рекомендует еще и 6-ю инъекцию через 90 дней после первой. Наилучшее место инъекции — дельтовидная мышца плеча или бедро. В том случае, если человек укушен, но до укуса был привит по полной схеме, и у него имеется достаточный уровень антител, его вакцинируют по специальной схеме без применения иммуноглобулина. Терапия может быть прекращена, если выяснено, что животное остается здоровым в течение 10-дневного периода наблюдения или у него не было обнаружено вируса бешенства. Некоторым лицам, входящим в группу риска (ветеринары, кинологи, охотники), нужно прививаться заблаговременно. Прививки также проводятся по специально установленной схеме с первой ревакцинацией через 12 мес, и далее через каждые 5 лет.
Первая медицинская помощь. При укусе животным ребенка необходимо немедленно промыть место укуса мылом. Мыть надо довольно интенсивно, в течение 10 мин. Глубокие раны рекомендуется промывать струей мыльной воды, например с помощью шприца. Также можно использовать 3% раствор перекиси водорода. Не нужно прижигать раны или накладывать швы. После этого сразу же обратиться в ближайший травмопункт. Желательно сообщить врачу в травмопункте следующую информацию — описание животного, его внешний вид и поведение, наличие ошейника, обстоятельства укуса.
Если хозяин собаки или кошки не может предоставить справки о вакцинации, то существуют два пути определения — больно ли животное бешенством. В первом случае животное убивают, чтобы получить для исследования образец ткани его головного мозга. Во втором — животное помещается в карантин при ветеринарной клинике на 10 дней. Если в течение этого времени симптомы бешенства у животного не проявляются, оно считается здоровым.
В стационаре могут оставить укушенного, если его состояние особенно тяжелое, прививающихся повторно, а также лиц, имеющих заболевания нервной системы или аллергические заболевания, беременных, а также лиц, привитых другими прививками в течение последних 2 мес. На время вакцинации и спустя 6 мес. после нее нельзя переутомляться, переохлаждаться или наоборот перегреваться. Во время прививок необходимо тщательно следить за состоянием здоровья. При любых жалобах на ухудшение состояния необходимо обратиться к врачу, а прививки временно прекратить. Только после обследования невропатологом, терапевтом и рабиологом консультативно решается вопрос о продолжении прививок.
Укусы пчел

 

Яд обладает гемолитическим, нейротоксическим воздействием на организм. Возможно развитие генерализованной анафилактической реакции:
— нельзя поить ужаленного пчелой алкоголем;
— не делать попыток отсосать яд из места укуса;
— не делать насечек, надрезов, прижиганий в месте укуса. Клинические проявления зависят от числа укусов и, следовательно, дозы полученного яда, места укусов, индивидуальной чувствительности организма. Местные симптомы: жгучая боль в месте укуса, появление бледной папулы, ограниченной пояском гиперемии, сильное жжение, зуд, быстрое нарастание отека. Общие симптомы интоксикации: озноб, повышение температуры тела, головная боль, головокружение, одышка, тахикардия, боли в области сердца, суставов, тошнота, рвота. Кроме этого, наблюдаются гемолиз, снижение артериального давления, судороги и параличи.
Первая медицинская помощь. Удалить жало из места укуса, промыть ранку спиртом, приложить на место развивающегося отека холод, провести новокаиновую блокаду мест укуса.
В стационаре: проведение инфузионной, синдромной терапии с использованием десенсибилизирующих средств, глюкокортикоидов.
Не забывайте о необходимости врачебной помощи, как хорошо бы не было самолечение.

 

«Спать или не спать днем?» — этот вопрос становится главным к каждой семье, где есть 3-5-летний малыш. Днем дети совершенно не желают ложиться в постель, и многие родители идут у них на поводу. Правильно ли это?

 

Что такое сон?

 

Сон — весьма сложное и активное состояние организма. Рассмотрим некоторые аспекты физиологии нормального сна, важные для понимания его структуры. Исследования электроэнцефалограммы мозга спящего малыша показали, что даже у младенца движение нервных импульсов по отросткам нейронов мозга идет почти так же активно, как и у взрослого. Чем старше ребенок, тем большую массу информации он получает ежедневно, которую его мозг должен переработать и разложить по «полочкам», подключая память. Мозг малыша работает во сне и наяну, не зная покоя и отдыха, поэтому, помимо ночного сна, дневной не только полезен, но и необходим ребенку.

 

Опросы врачей, воспитателей и родителей показали, что дети, спящие днем, ведут себя активнее. По интеллектуальному уровню они зачастую опережают сверстников, легче запоминают и усваивают новую информацию. Как правило, они выше и крупнее ровесников. И ночью они спят крепче тех, кто отказывается от «тихого часа». Во время сна наш мозг вырабатывает специальный защитный белок, помогающий организму адаптироваться к по­вышенным нагрузкам, в том числе и экологическим.

 

Нужен ли детям дневной сон?

 

Результаты исследования показали, что дети в возрасте 4-5 лет, которых родители не укладывали на дневной отдых, проявляли более высокие уровни гиперактивности, тревожности и депрессии, чем дети, продолжавшие ежедневно спать 1-2 ч в обеденное время. Ученые пришли к выводу, что дневной сон не только отлично замещает возможные недочеты ночного сна, но и важен сам по себе в качестве передышки для организма энергичного ребенка.

 

Дневной сон — чудесная возможность восстановить силы и провести остаток дня в хорошем расположении духа. Мы лишь кратко напомним, что большое значение для режима ребенка имеют и время, и продолжительность дневного сна. Слишком поздний или долгий дневной сон способен доставить вам хлопоты, когда придется укладывать ребенка вечером.

 

Дети, посещающие детский сад, более-менее мирятся с тем, что «тихий час» для всех обязателен: со строгой воспитательницей не поспоришь! Мама или тем более бабушка — другое дело, у них послеобеденную «войну» за независимость от подушки и одеяла выиграть бывает легче.

 

Вот и получается, что «организованные» дошколята в выходные дни по большей части отдыхают именно от режима, а «домашние» и подавно сплошь и рядом отказываются от дневного сна. Родителям так даже удобнее: не надо тратить времени и сил на бесконечные уговоры и укладывания, приглушать телефон, разговаривать только шепотом, ходить на цыпочках. Но то, что удобно для взрослых, отнюдь не всегда на пользу малышу. Прислушайтесь к мнению педиатров и детских невропатологов, которые считают, что до 5-6 лет ребенку просто необходимо, по крайней мере, 1,5-2 ч отдыхать днем.

 

Сразу после рождения, когда у младенца отличия дня и ночи по длительности сна еще не установились, он засыпает в среднем от 4 до 11 раз в сутки; в возрасте 1-1,5 лет укладывается днем только дважды на 1,5-2 ч, а перерывы между сном составляют не менее 4-5 ч. Полуторагодовалому ребенку хватает одноразового дневного отдыха: до 3 лет продолжительностью 2,5-3 ч, а с 4 до 6 лет — 1,5-2 ч. Но лишь к 7 годам детский организм перестраивается на так называемый монофазный (только ночной) сон. С этого времени о послеобеденном отдыхе можно забыть. Однако, как утверждают специалисты, скрытые элементы полифазности сохраняются у многих детишек. Если ребенок старше 7 лет плохо спал ночью, переутомился на занятиях в школе, подхватил простуду или почувствовал легкое недомогание, надо постараться уложить его днем отдохнуть — так силы восстановятся быстрее.

 

Многие мамы, перестав укладывать малышей днем, оправдываются тем, что сделать это практически невозможно. Но, если вы проявите немного настойчивости, послеобеденный отдых наверняка наладится. И ребенок от этого только выиграет.

 

Дневной сон принципиально важен для каждого, даже отвык­шего от него дошкольника.

 

Во-первых, чтобы быть здоровым. Дело в том, что биоритмы сна и бодрствования — главные в на­шем организме. По ним природа выверяет все другие — от многолетних циклов до микроритмов, действующих на уровне клетки и занимающих буквально доли секунды. Освободив ребенка от дневного сна, вы создаете почву для рассогласования биоритмов — десинхроноза. Следствием этого чаще всего становятся повышенная возбудимость и быстрое утомление ребенка, задержка его нервнопсихического и физического развития. Помимо этого, наблюдаются отставание в росте, ослабление иммунитета, склонность к частым простудам и детским инфекциям.

 

Во-вторых, чтобы малыш лучше усваивал новые знания, поскольку деятельность детского мозга во сне по качеству намного превышает работу наяву. По сути дела, мозг просто переключается с восприятия на режим обработки и усвоения информации, подключая к этому процессу память. Чем меньше ребенок, тем больше он должен узнать и запомнить. А значит, больше дневных «пауз» и дольше сон.

 

В-третьих, чтобы малыш крепче спал ночью. Часто родители потому и не настаивают на сне после обеда, чтобы ребенок пораньше укладывался вечером и пореже просыпался до утра. Ну и каков результат? Не отдохнувший в положенные часы малыш к концу дня так перевозбуждается, что и хотел бы, да не в состоянии уснуть. А перегруженный дневными впечатлениями мозг сигнализирует о трудностях с их переработкой ночными страхами и кошмарными снами. В общем, родителям хотелось как лучше, а получилось совсем наоборот.

 

В-четвертых, чтобы сгладить воздействие на организм малыша неблагоприятного состояния окружающей среды и прочих издержек городской жизни. Ученые единодушны: городским детям требуется больше времени на сон. Ведь их нервную систему отравляют вредные выбросы, истощает шум автомагистралей, стремительный ритм жизни и агрессивная зрительная среда — однообразно тоскливые коробки многоэтажек. Вот и устают они сильнее сверстников, растущих на лоне природы. Когда ребенок спит, мозг вырабатывает специальный защитный белок, помогающий детскому организму адаптироваться к повышенным нагрузкам.

 

Кажется, доводов «за» дневной сон вполне достаточно. Весь вопрос лишь в том, как уложить малыша в постель после обеда, если, как он искренне утверждает, спать ему ни капельки не хочется. Однако родителям не стоит паниковать. Главное условие: укладывайте его всегда в одно и то же время, в привычной обстановке и не отступайте от уже выработанного стереотипа подготовки ко сну. Важно, чтобы взрослые не пошли по пути наименьшего сопротивления, отменив сон после обеда. Откажитесь от мысли, что, если малыш полежал 15-20 мин и не уснул, значит, спать ему действительно не хочется. А раз так, не стоит принуждать его бессмысленно валяться в постели. Во-первых, не так уж это и бессмысленно — в любом случае он отдыхает. Во-вторых, в 1,5-3 года ребенку полагается целый час на засыпание, в возрасте 4-6 лет — 30 мин. В-третьих, как ни парадоксально звучит, малышу, который неважно себя чувствует, требуется больше времени, чтобы отойти ко сну.

 

Некоторые дети не желают спать днем, потому что не хотят быть «как маленькие». Лучший способ убедить строптивца послушаться — прилечь вместе с ним в одной комнате. Увидев, что вы тоже сняли обувь, легли на кровать и закрыли глаза, ребенок быстро успокаивается. Вот почему маме, укладывающей спать своего непоседу, имеет смысл сделать то же самое.

 

Нет правил без исключений раз в месяц, если на то есть веские причины, малыш может и не поспать днем. Не стоит, скажем, отменять долгожданный поход в зоопарк только потому, что это собьет ребенку привычный график.

 

Изредка отступая от режима, мы тренируем биоритмы. Организму такие нечастые встряски даже на пользу — что-то вроде исключений, подтверждающих правила.

 

Продолжительность и время сна зависят и от индивидуальности человека.       Как известно, каждому из нас присущи свои личностные особенности, черты характера и темперамент. Естественно, все эти особенности значительно сказываются на всех сторонах жизни, в том числе на режиме дня, продолжительности сна и бодрствования. Чаше всего при анализе темперамента детские психологи выделяют три основных типа детей — покладистые, трудные и медлительные.

 

У покладистого ребенка есть постоянный распорядок сна и бодрствования. Время и продолжительность как дневного, так ч ночного сна остаются неизменными изо дня вдень. Такому малышу не нужна посторонняя помощь, чтобы уснуть. Уложенный в кровать, он постепенно погружается в сон. Покладистые дети подолгу и крепко спят, не плачут даже во время кратких пробуждений между стадиями сна.

 

Трудные дети отличаются склонностью к негативному настроению и замыканию в себе, неупорядоченностью режима, интенсивностью реакций, высоким уровнем активности. Для установления режима таким детям требуется помощь окружающих. Им нужно больше времени, чтобы уснуть, но при наличии внешних стимулов этот переход совершается легче. Однако при этом нуж­но помнить, что, поскольку ребенок привыкает к подобной помощи, впоследствии ему потребуется больше времени, чтобы научиться засыпать самостоятельно. Трудный ребенок, по сравнению с покладистым, спит на 2 ч меньше ночью и на час — днем. У таких детей отмечается преобладание быстрого сна, в большей степени зависящего от внешних раздражителей. Поэтому у них чаще наблюдаются периоды пробуждения и беспокойства.

 

У детей с медлительным тем­пераментом обычно отмечается низкий уровень активности и склонность замыкаться в себе при возникновении непривычной ситуации. Они с трудом адаптируются к новой обстановке, и, конечно, во время адаптации им необходима дополнительная поддержка взрослых (например, в период привыкания к покой кровати). Хотелось бы подчеркнуть, что темперамент достается малышу от природы и не зависит от внимания к нему родителей. Это особенно полезно знать родителям, склонным к стрессам и угрызениям совести по поводу неадекватного, с их точки зрения, поведения ребенка.

 

Так как привычки в отношении сна формируются на удивление быстро, и малыш может очень скоро привыкнуть спать только в «идеальных» условиях, что значительно усложнит существование семьи и в дальнейшем пребывание его в дошкольном учреждении, незачем ходить на цыпочках, отключать телефон или запрещать старшим детям играть поблизости. Не стоит также сильно затенять комнату, когда малыш спит днем.

 

Около трети жизни мы прово­дим во сне, потому важно сохранять его естественный природный ритм. И родителям следует помнить, что даже если дети устали и у них слипаются глаза, они могут упорно этому сопротивляться, боясь пропустить что-нибудь интересное. Прежде чем уложить ребенка спать, уделите ему немного времени и сделайте так, чтобы вам никто не мешал. Это поможет малышу полнее ощутить вашу любовь и заботу. Ваш ребенок с нетерпением ждет момента, когда он сможет провести несколько счастливых минут, получая от нас теплоту и внимание. Для взрослых это тоже будут приятные и радостные минуты, когда можно посекретничать и выразить свои чувства.

 

 

Консультации педагога-психолога

«Памятка для родителей по профилактике детской агрессивности»

  1. Сделайте так, чтобы      избавить ребёнка от переживаний, стрессов, конфликтов, тревоги и      неуверенности в своих силах.
  2. Будьте примером поведения      для ребёнка: не допускайте вспышек гнева, не говорите плохо о людях, не      стройте при нём планов мести.
  3. Обсуждайте с ребёнком      возможные варианты его поведения. Пусть он сам скажет, когда был не прав,      и почему возникла ссора или драка.
  4. Не забывайте лишний раз      пожалеть, приласкать и похвалить ребёнка.
  5. Ребёнок должен расти с      уверенностью в том, что его любят, что он самый дорогой, что он в трудную      минуту жизни он может прийти к вам за помощью и поддержкой.

«Как нельзя наказывать детей дошкольного возраста»

  • Молчанием. Выдержать бойкот      ребёнку дошкольного возраста чрезвычайно трудно, для этого ему может      потребоваться напряжение всех его психических сил.
  • Говорить: «Я тебя больше не      люблю» и т.п. Лишение любви — это самое сильное наказание. Это наказание      опасно применять к детям дошкольного возраста, поскольку оно подрывает ту      основу основ, от которой зависит жизнь маленького ребёнка.
  • Физически, поскольку за      внешней эффективностью, кроме страха, не скрывается ничего. И утешать себя      тем, что я бью ребёнка для его же блага, бесполезно-вреда здесь больше: вы      не только научили бояться наказания, но и преподали ребёнку урок      жестокости.
  • Кричать на ребёнка,      поскольку крик воспринимается ребёнком дошкольного возраста как словесное      битьё.
  • Длительно по времени и      спустя такое количество времени, которое несоразмерно возрасту ребёнка      (чем меньше ребёнок, тем ближе наказание должно быть к проступку).
  • Упрекать и вспоминать былые      грехи ребёнка, тем самым закрепляя плохое поведение ребёнка.

Примерные рекомендации по обучению ребенка игре:

  • Прежде всего, нужно      заинтересовать малыша. Для начала вы можете сами разыграть перед ним      какую-нибудь несложную ситуацию (кормление куклы, укладывание ее спать,      приготовление обеда, строительство дома и перевоз строительных материалов      и т.д.).
  • Игра не должна превращаться      в занятие. Чтобы увлечь ребенка, вы должны быть увлечены сами: ведь малыш      не только подражает действиям взрослого, но и заражается его эмоциональным      состояние.
  • Задача взрослого – увлечь      малыша игрой и дать ему образцы игровых действий, из которых впоследствии      разовьется самостоятельная игра.
  • Для того, чтобы игра      ребенка раннего возраста была полноценной, нужно строить не отдельные      игровые действия, а их последовательность. С самого начала следует      закладывать в игру схемы перехода от одного действия к другому      (двучленные: сначала готовим еду, потом кормим куклу – одно действие      «обслуживает», обусловливает другое). При этом полезно обозначать словесно      окончание одного действия и начало другого. Например: «Мы с тобой уже      одели куклу, а теперь пойдем с ней гулять».можно ненавязчиво      поинтересоваться у малыша, что он хочет сделать дальше. Это поможет ему      действовать более целенаправленно.
  • В игру можно постепенно      вводить предмет-заместитель. Сделайте вид, что вы ищете на столе      отсутствующий, но совершенно необходимый для игры предмет, подключите к      поиску малыша. Старайтесь стимулировав его речь, разговаривая с куклой или      другим персонажем, обращайтесь к ребенку, радуйтесь совместным находкам.
  • Играя с ребенком, незаметно      сокращайте свою активность, уступая ему первенство в игре. Спустя      некоторое время малыш уже не будет нуждаться в вашем постоянном участии. И      все же ваше присутствие, внимание к его успехам еще долго будут необходимы      ребенку, потому что он не всегда в состоянии сам оценить достигнутое.
  • Необходимо помогать малышу      выстраивать сюжет, обогащать его опыт новыми впечатлениями. Следует также      постепенно вводить в игру ролевые моменты. Спросите ребенка в то время,      как он кормит куклу, кто он или кто кукла, и ребенок либо не поймет вашего      вопроса и промолчит, либо назовет всех своими именами. А вопрос:      «Машенька, ты кормишь свою дочку?» — поможет ребенку другими глазами      взглянуть на то, что он делает, полнее осознать роли участников игры.

Можно дать родителям задание на дом: организовать дома игру с ребенком, а потом поделиться опытом, что получилось, что нет.

На последующих занятиях родители сами могут пробовать организовывать игру со своим ребенком и другими детьми. Родитель начинает чувствовать себя более уверенно, компетентно. Осознанно подходить к вопросам организации досуга с ребенком. Чувствует прилив творческих сил, раскрепощается и просто получает удовольствие от общения с ребенком.

 

 

Твой ребенок.

 

Советы специалистов МБДОУ ЦРР № 11 «Незабудка»

 

«Нельзя» или «можно»? –

заметки психолога о влиянии запретов

 

 

Как показывает опыт психологической помощи отдельным лицам и их семьям запреты часто являются причиной проблем в общении людей и внутриличностных конфликтов. Нередко запреты сочетаются с ограничениями, осуждениями и даже обвинениями. Рассмотрим ряд привычных нам взаимно дополняющих социальных ролей.

Учитель-ученик. В словах учителя «нельзя» как правило сочетается с «должен» и лишь иногда с «надо». Причем объяснение, зачем надо, отнюдь не всегда присутствует: предполагается, что ученик откуда-то сам это знает. Слово «можно» обычно настораживает учителя, а если присутствует в его рекомендациях, то с множеством оговорок-ограничений.

Начальник-подчиненный. Здесь слово «нельзя» звучит постоянно, но чаще в значении «вы должны», а «можно» преподносится скорее как «вы обязаны». Постоянно присутствует директивное управление, подразумевающее подчинение и/или поиск одобрения. Нередки осуждения и обвинения, так как при решении сложных вопросов обязательным является принцип «найти виноватого». Таким образом, отсутствует признание самостоятельности, способностей и прав на собственное мнение, мышление, творчество, то есть, на развитие и самосовершенствование.

Врач-пациент. В речи врача как правило превалируют «нельзя» и «надо», очень редко «можно», причем чаще лишь как ответ на конкретный вопрос пациента: «А можно мне то-то…?» При этом разрешение обычно сочетается с оговоркой, чего все-таки нельзя. Получается, что пациенту стараются не столько подобрать что-то новое, сколько предостеречь от опасного, таким образом, скорее порождая страх, что он не справится, чем надежду на возобновление контроля над своим здоровьем и жизненной ситуацией.

Подобные роли закладываются в ходе воспитания, то есть, в семье, а именно во взаимоотношениях родитель-ребенок. В воспитании детей слово «нельзя» подчас присутствует в лексиконе родителей гораздо чаще, чем «можно». Это сопровождается, кроме того, множеством ограничений типа «не делай этого», причем с отсутствием дальнейших указаний: что взамен можно или следует делать. В результате ребенок оказывается окружен запретами, которые, постоянно умножаясь, в совокупности обрекают его на полное бездействие. Однако, как издревле известно, без деятельности, без движения нет жизни. Поэтому, слыша лишь запреты и ограничения, ребенок фактически получает сообщение «не живи». Поэтому ребенок ищет себе все новой и новой деятельности, пытаясь в первую очередь выжить физически, утверждая себя и свое существование движением, деятельностью. Но каждому человеку, и с возрастом все больше, необходимо, кроме самоутверждения, подтверждение от окружающих, во-первых, самого факта, что он существует, и лишь во-вторых, каково по их мнению качество этого существования (хорошо или плохо он действует). То есть, ребенку важнее, чтобы его замечали, эмоционально реагировали на него: лишь бы не игнорировали. И если он получает мало (или совсем не получает) одобрения своей деятельности (положительное эмоциональное реагирование окружающих), то привыкает добиваться внимания к себе, осуществляя свои действия таким образом, чтобы получать осуждения и обвинения (негативное эмоциональное реагирование окружающих).

Таким образом, запреты формируют у ребенка протестное поведение, которое служит следующим целям: 1) получить эмоциональный ответ, пусть негативный, от окружающих, подтверждающий его существование как личности, 2) самоутвердиться в жизни путем увеличения «инаковости», уникальности: «Я не такой, как другие»; 3) выявлять и использовать в основном те области своей жизни и деятельности, которые имеют наиболее эмоционально насыщенный отклик у окружающих (осуждение), когда ему обеспечен максимум внимания.

Для избегания такого положения и для формирования у ребенка многогранного опыта деятельности ему необходимо слышать не только «нельзя», но и «можно», в том числе в сочетании с «надо». Для этого родителям чаще следует говорить ребенку, что ему следует делать, чем, чего не делать. Если же приходится накладывать запрет, то сразу вслед, здесь же, должна звучать положительно сформулированная фраза, содержащая рекомендацию желательных действий или одобрение. Например: «Не рисуй на стене. Рисуй в альбоме».

Очень важно выявлять и говорить ребенку о том, что у него хорошо получается. Кроме того, наиболее продуктивной часто является совместная деятельность с ребенком. Например: «Ломать домики [из песка] других детей не надо. Строй сам. Давай делать вместе. У тебя хорошо получается». Главная задача состоит в том, чтобы помочь ребенку научиться находить преимущественно способы исправлять, и лишь иногда — избегать того, что у него не получается. Таким образом, формируется мотивация деятельности, в большей степени ориентированная на достижение успеха, и в меньшей — на избегание неудачи. Из психологии мотивации известно, что такое соотношение способствует росту самооценки ребенка и стабильности ее в дальнейшем (во взрослом возрасте).

В течение жизни мы неоднократно оказываемся в ситуациях, когда происходит столкновение между нашими возможностями, потребностями и желаниями, собственными ожиданиями и требованиями других людей или конкретной обстановки. Тогда и развивается внутриличностный конфликт относительно приоритета понятий «нельзя» и «можно», «хочу» и «надо», «должен».

Рассмотрим, например, ситуацию, которая в той или иной степени присутствует в жизни каждого из нас: появление болезни. Когда человек заболевает, он оказывается, с одной стороны, в позиции беспомощности (сходной с детской), в той или иной мере охватывающей всю систему его взаимоотношений с самим собой, окружающими людьми и жизненной ситуацией. С другой стороны, он сталкивается с целым рядом ограничений и запретов. Они касаются многих сторон жизни человека: режима работы, отдыха и увлечений, питания и ухода за собой. Возникает конфликт между желаниями улучшить свое самочувствие и сохранить выработанный годами образ жизни, достигнутый к этому моменту социальный статус.

Самым распространенным примером может служить подбор больному диеты. Запретов при этом звучит больше, чем разрешений или вариантов замены привычного на нужное или нововведений и назначений (они чаще присутствуют в форме рекомендаций). При этом назначают лекарства, а продукты питания, естественные для пациента, пересматриваются обычно в ключе «Что вы едите вредного?» В результате диета больными воспринимается как комплекс ограничений и запретов на «все самое вкусное», причем без рассмотрения адекватных и полноценных замен для удовлетворения физических и психологических потребностей пациента. То есть, акцент делается на избегание больным вредного для него, а не на достижение успеха в поддержании своего здоровья. В результате у него появляется чувство неполноценности, ущербности, которое отрицательно влияет на самооценку пациента, что замедляет процесс его лечения и затрудняет дальнейшую социальную реабилитацию.

Консультируя людей с соматическими заболеваниями я часто сталкиваюсь с их раздражительностью, недовольством своей настоящей жизнью, отсутствием позитивно окрашенных планов на будущее, низкой самооценкой, и как следствие — появляются негативно окрашенные изменения в отношениях с окружающими людьми. В первую очередь это отражается на отношениях в семье больного. Неудовлетворительные отношения в семье, в свою очередь, негативно влияют на психологическое состояние и физическое самочувствие больного, что еще больше ухудшает семейную обстановку. Таким образом, формируется замкнутый круг конфликтов, который подчас ни больной, ни члены его семьи не могут сами разорвать или изменить. В этом случае консультация психолога, направленная на реорганизацию отношений, может оказать незаменимую помощь, если члены семьи и/или сам больной готовы пересматривать и менять свои взаимоотношения.

В своей работе с клиентами (отдельным человеком или семьей) психолог предлагает способы рассмотрения жизненной ситуации с точки зрения поиска возможных достижений, успехов по ее изменению с целью получения максимального улучшения отношений, и как следствие, улучшения психологического и физического состояния. Поясним это на следующем примере.

У женщины 57 лет впервые развился гипертонический криз. Кроме соматических жалоб, а именно боли и тяжести в голове, слабости, тошноты и отсутствия аппетита, появилось чувство беспокойства, растерянность, страх одиночества и смерти. При обследовании выявлен атеросклероз и поверхностный гастрит в стадии обострения. Ограничения, наложенные рекомендациями врачей на изменение питания и образа жизни (снижение двигательной и рабочей активности) увеличили растерянность, беспомощность и ощущение социальной несостоятельности. Это отрицательно сказалось на соматическом состоянии больной: возросшая тревожность мешала подобрать дозы гипотензивных препаратов. Кризы повторялись, особенно когда пациентка оставалась одна. Пересмотр совместно с психологом рекомендаций врачей путем переформулирования их в ключе «можно», «желательно», «рекомендовано» с объяснениями и обоснованиями, разъясняющими физиологические потребности организма при данном заболевании (эту информацию она смогла выяснить у лечащего врача), помог пациентке более объективно взглянуть на ситуацию и справиться с ощущением беспомощности. Важным фактором явилось то, что ей было предложено в первую очередь обратить внимание на то, что в ее жизни и питании уже есть положительного (из рекомендованного врачами); затем на то, что надо добавить, и лишь потом — чего надо избегать, ограничить, убрать совсем. То есть, прежде обсуждалось «Что вам предлагается, и что вы будете делать и добавлять?», и лишь затем «Что вам не надо делать, что следует убрать?». Таким образом, мир пациентки был заполнен «новым содержимым», которое вроде бы естественным (по ее словам) путем вытеснило и уменьшило старое, вредное. К ней вернулась способность самой контролировать свое состояние, что снизило тревогу и вернуло уверенность в себе и в будущей жизни.

 

 

 

 

страничка

WordPress theme: Kippis 1.15